Вопросы в переводе

Юрий Юрьевич Чёрный,

заместитель директора ИНИОН РАН по научной работе,

кандидат философских наук

 

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО

НА ОТКРЫТИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«МИР, БЕЗОПАСНОСТЬ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ – ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ПРАВЕ»

(21 СЕНТЯБРЯ 2011 ГОДА, Г. МОСКВА, ИНИОН РАН)

 

Уважаемые Сергей Петрович, Александр Антонович и Ирина Анатольевна! Уважаемые участники конференции!

От имени дирекции и коллектива Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук приветствую вас в нашем здании и желаю мирного дня, а также успешной и плодотворной работы.

Согласно традиции принимающая сторона должна немного рассказать о себе. И я это обязательно сделаю. Но вначале мне хотелось бы остановиться на тематике нашей необычной конференции, которую хочется назвать научно-практической – в подлинном смысле этого слова.

Начну с одного фрагмента Блеза Паскаля, содержащегося в его знаменитых «Мыслях». Этот отрывок впервые взволновал меня более 20 лет назад и продолжает волновать сегодня.

«Справедливость, сила. – Справедливо подчиняться справедливости, нельзя не подчиняться силе. Справедливость, не поддержанная силой, немощна, сила, не поддержанная справедливостью, тиранична. Бессильной справедливости всегда будут противоборствовать, потому что дурные люди не переводятся, несправедливой силой всегда будут возмущаться. Значит, надо объединить силу со справедливостью и либо справедливость сделать сильной, либо силу – справедливой.

Справедливость легко оспорить, сила очевидна и неоспорима. Поэтому справедливость так и не стала сильной – сила не признавала её, утверждая, что справедлива только она, сила. И неспособные сделать справедливость сильной, люди положили считать силу справедливой». Паскаль делает вывод, что миром правит сила, а понятие справедливости шатко, ненадёжно и так же подвержено моде, как и женские украшения.

Ни для кого не секрет, что в наше время (как, впрочем, и всегда) основным способом решения международных конфликтов остаётся война. «В ушедшем столетии в результате 25 основных войн и вооружённых конфликтов число погибших достигло 90 млн. человек, – пишет в монографии «Право мира: Философское и правовое измерения» Ирина Анатольевна Умнова. – Особенно колоссальные потери принесли Первая и Вторая мировые войны. И если в Первой мировой войне погибло 10 млн. человек, то во второй – уже свыше 60 млн. человек. Несопоставимыми оказались и масштабы разрушений, число жертв среди гражданского населения. Более половины погибших во Второй мировой войне были мирные жители».

Я с глубоким уважением отношусь к тому, что делает Ирина Анатольевна для институционализации права мира как отрасли публичного права, но всё же должен сказать, что обнаружил в её монографии лишь правовой и философско-правовой аспекты проблемы. А между тем есть ещё один аспект – антропологический, который, как мне кажется, тоже нужно учитывать.

«Человек – писал Эрих Фромм в работе «Человеческая ситуация – ключ к гуманистическому психоанализу», – единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой, которую он должен решать и от которой он не может убежать. Он не может вернуться в дочеловеческое состояние гармонии с природой; он должен продолжать развивать свой разум до тех пор, пока не станет хозяином природы и самого себя». К сожалению, факты свидетельствуют о том, что агрессивная, разрушительная сторона человеческой природы до сих пор оказывается сильнее созидательной. Правовые механизмы, в особенности в международном праве – это тонкая оболочка, которая в известной степени сдерживает насилие, но не спасает от него.

Можно ли сделать так, чтобы в обществе происходили реальные изменения, чтобы состояние мира рассматривалось не как краткая передышка, затишье перед очередной войной, а становилось способом существования человека?

В этой связи я должен сказать несколько слов о том, что можно было бы назвать «искусством жить в мире». Это способность, которую может и должен в себе воспитывать в себе каждый человек. Надеюсь, никто не будет отрицать, что как война, так и мир начинаются в наших сердцах и лишь как следствие выражаются в поступках. Жить в мире с самим собой, с родными, друзьями, членами своего коллектива, ближними и дальними – разве это не искусство? Разве подобный способ жизни не требует от нас как теоретических знаний, так и практических навыков, сопряжённых с созиданием, заботой, ответственностью и уважением? Мне бы очень хотелось, чтобы на конференции прозвучали доклады, в которых реализован антропологический подход к проблеме мира. Просматривая программу, я с радостью обнаружил, что такие доклады есть.

Выступая 10 апреля 2007 года на заседании Президиума Российской академии наук и рассказывая о результатах информационно-аналитических и теоретических исследований в области культурологии в ИНИОН РАН, директор нашего Института академик Юрий Сергеевич Пивоваров, в частности, отметил: «Старое, традиционное знание (при всех его достижениях) нуждается в серьёзном пересмотре. Теперь мы отчётливо понимаем, как заблуждалась прежняя наука относительно природы общества и перспектив его развития. Она «делала ставку» на борьбу, противоречия, насилие (акцентировала всё это). Оказалось же, что высокоорганизованные общества (культуры) находят силы и умение преодолевать всё это и достигать консенсуса (согласия). Одну из главных ролей играют здесь механизмы культуры».

Мне кажется, что слова Юрия Сергеевича очень точно выражают не только сущность культурологического подхода, но и общественную миссию нашего Института – который является одновременно и научно-исследовательским учреждением Российской академии наук, и федеральным органом Государственной системы научно-технической информации России. Если бы меня попросили охарактеризовать в одном предложении то, чем занимается ИНИОН, я бы сказал так: Институт берёт в качестве «сырья» полученное обществоведами всего мира научное знание и превращает его в обогащённый информационный продукт (библиографический, реферативный, аналитический), тем самым способствуя развитию научных коммуникаций, преодолению барьеров между языками, научными традициями и школами, а также рамками различных научных дисциплин. Поэтому тем, кто у нас сегодня впервые, я бы рекомендовал обратить внимание на наши информационные продукты и услуги. Мы работаем для науки, образования и общества – мы работаем для вас!

Ещё раз желаю успеха работе нашей замечательной и необычной конференции. Благодарю вас за внимание!